Понедельник, 23.10.2017, 23:26
Балова Ирина Мухтаровна
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Лекция 17. Неполные предложения.

Деление предложений на полные и неполные, - это деление по наличию или отсутствию эксплицитного выражения необходимых членов предложения. К числу необходимых членов предложения по традиции относят 1) главные члены, 2) те второстепенные члены, необходимость которых сигнализируется наличными членами. Напр., косвенный падеж при управляющем слове, если управление имеет характер обязательной и предсказующей связи; отсутствие существительного при наличии согласованного с ним прилагательного. Неполные предложения – термин условный. Как предложения они передают нужную информацию с достаточной полнотой. Неполные предложения могут быть ситуативно-неполными, контекстуально-неполными, эллиптическими. Ситуативно-неполные предложения используются в разговорной речи. Говорящему и собеседнику из ситуации ясны все невербализованные члены. Ждут автобуса: Идет? На улице: Ты куда?  - В университет. – А ты? – В кино.

Полные предложения в условиях разговорной речи почти не используются. При этом невербализованный член далеко не всегда восстанавливается однозначно: Он в университет (пошел, поехал, побежал), но это обычно не мешает пониманию. Некоторые исследователи разговорной речи рассматривают многие неполные в традиционном понимании предложения как особые структуры, особые конструкции разговорной речи. Контекстуально-неполные предложения свойственны и письменной речи: Мальчик читает газету, а девочка – журнал. Эллиптические предложения  не требуют вербализации отсутствующего члена (Мы - назад; Противник за оврагом) и вне контекста или ситуации. В последнее время исследователи не относят такие конструкции к неполным. (Так, если в Грамматике-54 относят к неполным вышеприведенные и предложения типа Всюду тишина; Возле дома сад; Между деревьями тропинка, но В Грамматике-80 их рассматривают как полные номинативные предложения.

Лекция 18. Парадигма предложения.

Полная парадигма предложения восьмичленна, в нее входят три формы времени реального наклонения, а также формы ирреальных наклонений: сослагательного, условного, желательного, побудительного, долженствовательного. Форма настоящего времени является исходной, выделяют парадигмы полные и неполные.
Регулярные реализации структурных схем – системные видоизменения, не связанные с выражением предикативности.

Лекция 19. Осложненные предложения в русском языке.

     Конститутивным свойством предложения является предикативность. Критерием разграничения простого и сложного предложения в современном  русском языке является монопредикативность и полипредикативность. Существуют разногласия в понимании соотношения простого предложения и части сложного (тождественны или нет), но наличие предикативности – их общий релевантный признак – обусловило то, что предикативная единица является инструментом анализа сложного предложения.
     Четкое разграничение простого и сложного предложения по признаку монопредикативности/полипредикативности, тем не менее, не всегда возможно.   
     Прежде всего, сомнения и разногласия вызывают конструкции, которые мы традиционно называем «осложнение простого предложения».     Обычно осложненное предложение определяется так: «Осложненное простое предложение. Простое предложение, имеющее в своем составе: а) обособленные обороты, б) ОЧ, в) вводные конструкции, г)слова-обращения»(Розенталь, Теленкова). Определение сводится к перечислению разновидностей осложненного предложения, при этом не указывается общий признак, который характеризует осложненное предложение в целом в противопоставлении простому неосложненному предложению. Основная трудность определения заключается в неоднородности тех синтаксических явлений, которые традиционно подводятся под понятие осложнения.
     ОЧ и обособленные члены – это члены предложения, в отличие от вводных слов и обращений. Но и между ОЧ и обособленными членами наблюдается существенное различие. Неоднородность традиционно выделяемых разновидностей простого осложненного предложения и, как следствие, невозможность объединить их общим признаком, открывает возможность иного подхода к описанию, разграничивающему центр  (предложения с обособлениями) и периферию (другие) – Бабайцева, Максимов. Основным признаком осложненного предложения считается полупредикативность. Туристы, уставшие и промокшие, остановились на привал. Наряду с основным сообщением (Туристы остановились на привал) здесь есть дополнительное, второстепенное (о том, что они устали и промокли). Но это сообщение не является самостоятельным, оно не развернуто в предикативную конструкцию. Это и есть полупредикативность – основной признак осложненных предложений.

Лекция 20. Предложения с однородными членами (ОЧ).

Предложения с ОЧ длительное время рассматривались как слитные предложения. Учение о слитном предложении восходит к учению представителей формально-логического направления о том, что логическому суждению соответствует предложение. От термина «слитное предложение» впервые в русской лингвистике отказался Д.Н.Овсянико-Куликовский, который именует ОЧ  «одинаковыми частями предложения». «равноправными частями внутри предложения».
ОЧ выполняют в предложении одинаковую синтаксическую функцию и связаны с другими членами предложения одинаковой синтаксической связью. Произносятся  с интонацией перечисления.    ОЧ не зависят друг от друга грамматическики, но в одинаковой степени относятся к 3-му члену предложения, т.е. они сочинены между собой и в то же время подчинены или зависят грамматически от определенного слова, выполняя одну и ту же функцию, как синтаксическую, так и семантическую.
В Русской грамматике есть раздел «Сочинительные связи внутри простого предложения (открытые и закрытые ряды)». Отмечается, что (с.166) предложение может распространяться рядом словоформ, синтаксически не подчиненных друг другу и связанных между собой союзом и интонацией или только интонацией. Связь словоформ, образующих ряд, называется сочинительной связью. Словоформы, составляющие ряд, обычно занимают в предложении одну и ту же синтаксическую позицию. Такие словоформы, объединенные сочинительной связью, являются ОЧ.   Сочинительный ряд может быть союзным и бессоюзным; словоформы в составе сочинительного ряда могут быть сами распространены, т.е. иметь при себе зависящие от них словоформы. Сочинительные ряды – открытые, допускающие пополнение новыми членами при тех же отношениях, и закрытые, т.е. не допускающие пополнения новыми членами при тех же отношениях.
Каким образом понятие ряда соотносится с понятиями сочинения и однородности? Все они приложимы к одним и тем же языковым явлениям, но освещают их в разных аспектах: сочинение в аспекте синтаксических связей,  однородность – в аспекте членов предложения, ряд – в аспекте конструктивного видоизменения предложений.
Понятие ряда оказывается шире, чем понятие однородности.

Лекция 21.Предложения с обособленными членами.

Обособление — это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении. Существо обособленных членов предложения заключается в том, что они содержат элемент добавочного сообщения, следовательно, обособление тесно связано с сообщительной функцией предложения, т.е. с его смысловой целенаправленностью. Выделенные члены предложения, приобретя относительную самостоятельность, получают большую, по сравнению с обычными членами, смысловую значимость.
Добавочный характер сообщения, передаваемого при помощи обособленных членов, оформляется через полупредикативные отношения, которые возникают в предложении в дополнение к предикативным, передаваемым главными членами. Обособленные члены предложения не только имеют больший смысловой вес в предложении, чем необособленные. Они и функционально осложнены, приближаются к предикативно значимым единицам. Общее условие обособления - это осложненность содержания, передаваемого обособленным членом предложения. Средствами обособления членов предложения являются выделительная интонация и порядок слов (инверсивное или дистантное расположение второстепенного члена предложения).

    Тексты лекций по другим темам включены в методические рекомендации по изучению курса синтаксиса русского языка.

Поиск
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz