Понедельник, 23.10.2017, 23:26
Балова Ирина Мухтаровна
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
ЛЕКЦИИ

1.    Предмет синтаксиса – 2 ч.
Основные вопросы
1)    Понятие о синтаксисе русского языка.
2)    Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке.
3)    Система синтаксических единиц.

2.    Синтаксическая связь в русском языке – 6 ч.
Основные вопросы
1)    Виды синтаксической связи в русском языке.
2)    Сочинение и подчинение как типы синтаксической связи.
3)    Виды сочинительной связи.
4)    Общая характеристика подчинительной связи.
5)    Синтаксическая связь на уровне словосочетания и предложения.
6)    Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
7)    Русская наукa о видах подчинительной связи.
8)    Синтаксическая связь в предложении.

       3.Словосочетание – 2 ч.
Основные вопросы
1)Понятие словосочетания.
      2) Словосочетание, слово, предложение.
      3)Структурные типы словосочетаний, их объем.
      4)Лексико-грамматические типы словосочетаний.
      5)Синтаксические отношения между компонентами словосочетания.

     4. Простое предложение – 2 ч.
Основные вопросы
      1)История разработки вопроса о предложении.
       2)Предикативность, интонация сообщения как специфические признаки
          предложения.
       3)Аспекты исследования предложения в современном синтаксисе.

5. Типы предложений – 2 ч.
Основные вопросы
1)    Классификации предложений в русском синтаксисе.
2)    Типы предложений по коммуникативной установке.
3)    Отрицательные и утвердительные предложения.

6.Главные члены предложения,  структурная схема предложения – 4 ч. Основные вопросы
1) История изучения главных членов предложения.
2) Подлежащее и сказуемое, формы выражения.
3) Понятие структурной схемы предложения, разные подходы к вопросу.
     4) Подлежащее и сказуемое как компоненты структурной схемы.
     5)Минимальная и расширенная структурная схема.
     6)Структурные схемы односоставных и двусоставных предложений.
    
7.Распространение простого предложения – 4 ч.
Основные вопросы
1)Традиционное учение о главных и второстепенных членах предложения.
2)Современное состояние учения о членах предложения.

8.Смысловая организация предложения 4 ч.
Основные вопросы
1)История вопроса.
2)Основные понятия синтаксической семантики.
3)Понятие пропозиции.
4)Логико-грамматические типы предложений.
5)Модель предложения.

9. Парадигма предложения – 2 ч.
Основные вопросы
1)Понятие о парадигме предложения.
2)Синонимические преобразования предложений.

10. Коммуникативная организация простого предложения – 2 ч.
Основные вопросы
1)Высказывание.
2)Актуальное членение предложения и его компоненты.
3)Коммуникативная структура предложения.
4)Соотношение между формальной, семантической и коммуникативной организацией предложения.

11. Порядок слов в русском языке – 2 ч.
Основные вопросы
1)Характер русского словорасположения.
2)Функции порядка слов на уровне синтаксической структуры предложения.
3)Порядок слов и актуальное членение.

12. Односоставные предложения – 4 ч.
Основные вопросы
1)Общее понятие об односоставных предложениях.
2)Проблема главного члена односоставного предложения.
3)Типы односоставных предложений (многоаспектная характеристика).

13. Неполные предложения. Нечленимые предложения – 2 ч.
Основные вопросы
1)Понятие о неполных предложениях.
2)Типы неполных предложений.
3)Нечленимые предложения, их типы.

14.Осложненные предложения в русском языке – 2 ч.
Основные вопросы
1)Понятие об осложненном предложении.
2)Типы осложняющих конструкций.
3)Семантическое осложнение предложения.

15. Предложения с однородными членами – 2 ч.
Основные вопросы
1)Понятие об ОЧ.
2)Структурные и семантические особенности ОЧ.
3)Обобщающие слова в предложениях с ОЧ.
4)Однородные и неоднородные определения.
5)Вопрос о синтаксическом статусе предложений с несколькими главными членами.

16.Предложения с обособленными членами – 2 ч.
Основные вопросы
1)Понятие об обособлении.
2)Предложения с полупредикативными обособленными членами.
3)Предложения с уточняющими обособленными членами.

17.Сложное предложение – 2 ч.
Основные вопросы
1)Понятие о СП. Многоаспектный подход к изучению СП.
2)Строение и грамматическое значение СП.
3)Сочинение и подчинение в СП.
4)Синтаксическая связь в СП.
5)Типология СП в школьной и научных грамматиках.

18.Сложносочиненное предложение – 2 ч.
Основные вопросы
1)Понятие о ССП. Его структура, семантика, коммуникативная организация.
2)Средства синтаксической связи в ССП.
3)Классификации ССП.

19.Сложноподчиненное предложение – 4 ч.
Основные вопросы
1)Понятие о СПП. Его структура, семантика, коммуникативная организация.
2)Классификации СПП, их основания.
3)Изучение СПП в школе.

20. Бессоюзное предложение – 4 ч.
Основные вопросы
1)Понятие БСП. Его структура, семантика, коммуникативная организация.
2)Традиционный взгляд на БСП.
3)Средства связи в БСП.
4)Классификации БСП.
5)Изучение БСП в школе.

21. Сложные предложения усложненной структуры – 2 ч.
Основные вопросы
1)Понятие о СПУС.
2)СПУС с сочинительной связью.
3)СПУС с подчинительной, бессоюзной связью.
4)Комбинированные типы СПУС.

22.Переходные конструкции с синтаксисе – 2 ч.
Основные вопросы
1)Конструкции, переходные между простым и сложным предложением.
2)Конструкции, переходные между ССП и СПП.

23. Синтаксис текста – 4 ч.
Основные вопросы
1)Общее понятие о тексте.
2)Вопрос о единицах текста.
3)Понятие ССЦ, основные функциональные типы.
4)Синтаксическая связь в тексте.
5)Композиционная характеристика ССЦ.
6)Абзац и ССЦ.

24. Конструкции с чужой речь. 2 ч.
Основные вопросы
1)Понятие «чужая речь», разновидности чужой речи.
2)Конструкции с прямой речью.
3)Косвенная речь.
4)Несобственно-прямая речь.

25. Тенденции развития синтаксической системы современного русского языка – 2 ч.
Основные вопросы
1)Изменения синтаксической нормы на уровне словосочетания.
2) Изменения синтаксической нормы на уровне  простого предложения.
3)Изменения синтаксической нормы на уровне сложного предложения.

26. Пунктуация.
Основные вопросы
1)Основы русской пунктуации.
2)Пунктуация и интонация.
3)Типы знаков препинания.

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ИХ ОБЪЕМ В ЧАСАХ  (90)

1.Единицы синтаксиса. Сопоставительный анализ синтаксических единиц - 2 ч.
Основные вопросы
1)Слово, форма слова как компоненты синтаксических единиц.
2)Словосочетание, простое и сложное предложение, текст как синтаксические единицы.
Литература
1)Г-60, Т2., Ч.1.
2)Г-80, Т.2.
3)Словосочетание и простое предложение (Учебные издания для студентов филол.фак. – Санкт-Петербург,1996).

2.    3.  Синтаксическая связь в словосочетании, предложении – 4 ч.
Основные вопросы
1)Виды синтаксической связи в словосочетании, предложении.
2)Виды отношений.
3)Упр. 1-34, устно и письм. Сб.РГУ.
4)Упр. По сбор. Леканта №№ 416-421.
Самостоятельная работа
1) Выпишите определение сочинения и подчинения из рекомендуемой литературы.
2) Составьте оппозицию различительных признаков сочинения и подчинения в учебнике под ред. Белошапковой.
3)Из указанной литературы выпишите и сопоставьте определения разных видов подчинительной связи.
Литература
1.Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956, с.53-60, 468-474, 284-289.
2.РГ -№1720-1724, 2066-2073, 2074-2032,1855-1823,1728.
3. Учеб. Белошапковой (1981), с.370-377, 378-382, 396-399.
4.Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке.
5.Муравьева Н.В. «Управлять» надо умеючи. – РР, 1997,2.
 
   4. Словосочетание – 2 ч.
Основные вопросы
1)Словосочетание как единица синтаксиса.
2)Классификация словосочетаний.
3)Роль порядка слов в словосочетании.
4) Упр. По сбор. Леканта №№422-427.
Самостоятельная работа
1.Подготовиться к дискуссии по вопросам: 1)словосочетание существует вне предложения – в предложение оно входит в качестве «строительного материала» наряду со словом (словоформой); 2)словосочетание существует в предложении – оно вычленяется из предложения.
Каковы доводы каждой из сторон?
Литература
1.Раздел «Словосочетание» в Г-60, Г-80, учеб. Белошапковой.
2.Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – С. 24-30.

        
         5.Словосочетание, анализ словосочетаний – 2 ч.
Основные вопросы
1)Общая схема многомерного анализа словосочетаний – см. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. Синтаксис. Ч.3. – М., 1995.
Литература
1.Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956, с.53-60, 468-474, 284-289.
2.РГ -№1720-1724, 2066-2073, 2074-2032,1855-1823,1728.
3. Учеб. Белошапковой (1981), с.370-377, 378-382, 396-399.
4.Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке.
5.Муравьева Н.В. «Управлять» надо умеючи. – РР, 1997,2.
6.Сиротинина О.Б. Лекции…
7. Современный русский язык. Анализ синтаксических единиц.
6.7.Простое предложение. Типы предложений. – 4 ч.
Основные вопросы.
1).История разработки теории предложения.
2).Понятие о предложении.
3). Классификации предложения.
4). Упр. По сбор. Леканта №№428-435.
Самостоятельная работа.
1.Сравнить схему синтаксической структуры простого предложения в школьном учебнике (любом) и в статье Арват Н.Н. «Об анализе синтаксической структуры простого предложения», РЯШ, 1972., №4.
Чем интересен подход Арват к этому вопросу?
Литература
1. Г-60.
2. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения, соотв. стр.
3. Учеб. Белошапковой.

       8.9. .Главные члены предложения – 4 ч.
Основные вопросы
1)Сказуемое как предикативный центр предложения, его отношение к подлежащему.
2)Типы сказуемого и принципы его выделения.
3)Подлежащее, его отношение к сказуемому.
4). Упр. По сбор. Леканта №№446-482.
Самостоятельная работа
1.Составить картотеку примеров, подобрав из художественной литературы по 5 случаев различных способов выражения сказуемого и подлежащего.
2.Сопоставить определение сказуемого и подлежащего разных авторов (Шахматов А.А., Г-60, словарь Ахмановой, энциклопедия «Русский язык».
3.Изучение сказуемого в школе.
Литература
1.Г-60. – Т.2, ч.» п.431, 463, 657.
2. Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. – М., 1976. – С.18-35.
3.Г-80,т.2.,п.1893-1896, 1908-1913, 2139, 2258, 2239-2422.
4.Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка, с.29-36.
5. Игнатова Н.А. Работа с текстом при изучении синтаксиса (тема «Сказуемое»), РЯШ, №3,1991.


          назад 1   2    вперед 3
Поиск
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz