Понедельник, 23.10.2017, 23:25
Балова Ирина Мухтаровна
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
10.Главные и второстепенные члены предложения – 2 ч.
Основные вопросы
1)Разбор предложения по членам
           а) в соответствии с традиционным анализом,
          б) в соответствии со школьным анализом,
          в) в соответствии со структурно-семантическим анализом.
Литература
1.Бабайцева В.В. Изучение членов предложения в школе. Пособие для учителей.- М., 1975., с.123-137.
2.Груздева С.И. Второстепенные члены предложения на современном этапе изучения. – РЯШ, 1966, №2.
3.Г-60. – Т.2, ч.1.Введение.
4.Г-80.- п.1962-2058, 2139.
5.Учеб. Белошапковой, с.99-111, 132-134, 144.
6. Школьные учебники.
7. Современный русский язык. Анализ синтаксических единиц.
11. Структурная схема предложения – 2 ч.
Основные вопросы
1)Понятие о структурной схеме предложения, разные подходы.
2) Регулярная реализация структурной схемы предложения.
3)Минимальные и расширенные структурные схемы.
4). Упр. По сбор. Леканта №№520-521.
Самостоятельная работа
1.Сопоставьте перечень структурных схем предложений в указанной литературе.
Литература
1.Г-80, п.1911
2.Учеб.Белошапковой, с. 442-443.

                           12.  Типы односоставных предложений – 2 ч.
Основные вопросы
1)Главный член односоставного предложения.
2)Виды односоставных предложений.
3)Выполнение упр. (Сб.РГУ).
Самостоятельная работа
1.Изготовить макет таблицы «Односоставные предложения».
2.Составить карточки для индивидуальной работы с односоставными предложениями.
3.На основе материала статьи В.В.Бабайцевой «Изучение односотавных предложений в УП кл.» (РЯШ, 1973,№5) построить упражнение на синонимику двусоставных и односоставных предложений.
4) Упр. По сбор. Леканта №№483-519.
Литература
1.Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. – М., 1968, с.6-27.
2.Г-60, п.998-1119.
3.Пешковский А.М. Русский синтаксис… с.183-184, 341-385.
4.Г-80, П.1908-1914.
5.Учеб. Белошапковой, с.431-432.
6.Долин Ю.Т. Еще раз о грамматической форме безличного предложения. – РЯШ, 1991,№1.

                 13. 14. Односоставные предложения – 4 ч.
Основные вопросы
1)Отграничение типов односоставных предложений.
2)Безличные и инфинитивные предложения – семантика, грамматические признаки.
Литература
1.Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. – М., 1968, с.6-27.
2.Г-60, п.998-1119.
3.Пешковский А.М. Русский синтаксис… с.183-184, 341-385.
4.Г-80, П.1908-1914.
5.Учеб. Белошапковой, с.431-432.
6.Долин Ю.Т. Еще раз о грамматической форме безличного предложения. – РЯШ, 1991,№1.
7.Современный русский язык. Анализ синтаксических единиц.
     15. 16. .  Распространение простого предложения – 4 ч.
Основные вопросы
1)Понятие распространенного предложения.
2)История традиционного учения о второстепенных членах предложения.
3)Типы второстепенных членов и принципы их выделения.
4)Способы выражения второстепенных членов предложения.
5)Основные трудные и дискуссионные вопросы учения о вт.чт. предложения.
6)Современная синтаксическая наука о распространении предложения.
7). Упр. По сбор. Леканта №№527-551.
Самостоятельная работа
1.Произведите анализ второстепенных членов предложения, используя таблицу на стр. 127 (Сборник упр. РГУ).
2.Перечислите все приемы, помогающие выделить и разграничить члены предложения. Отражены ли эти приемы в школьном учебнике?
Литература
1.Бабайцева В.В. Изучение членов предложения в школе. Пособие для учителей.- М., 1975., с.123-137.
2.Груздева С.И. Второстепенные члены предложения на современном этапе изучения. – РЯШ, 1966, №2.
3.Г-60. – Т.2, ч.1.Введение.
4.Г-80.- п.1962-2058, 2139.
5.Учеб. Белошапковой, с.99-111, 132-134, 144.

17. Актуальное членение предложения – 2 ч.
Основные вопросы
1)Понятие об актуальном членении.
2)Тема как компонент АЧ, ее признаки и свойства.
3)Рема как компонент АЧ, ее признаки и свойства.
4)Порядок слов как средство выражения АЧ.
5) Упр. По сбор. Леканта №№557-563.
5)Автоматизированное и неавтоматизированное фразовое ударение в АЧ.
6)Другие способы выражения АЧ.
 Самостоятельная работа
1.Выпишите определение АЧ, темы и ремы из указанной литературы, а также из «Словаря лингвистических терминов» О.С.Ахмановой.
Составьте оппозицию признаков темы и ремы. Определите круг терминов-синонимов для обозначения АЧ, темы, ремы.
Литература
1.Учеб. Белошапковой, с.499-501.
2.Крвтунова В.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения, с.6-8, 39-59.
3.Г-80,п.2129, 1906, 2133-2139.

         18.19. Парадигма предложения – 4 ч.
Основные вопросы
1)Понятие о парадигме предложения.
2)Понятия «парадигма предложения» и «регулярная реализация».
3.Грамматические средства, образующие формы предложения.
Самостоятельная работа
1.Как положения в статье Попова М.В. «О парадигматике и синтагматике» (ИАН, 1980, №2) можно соотнести с разными уровнями языка?
Литература
1.Г-80, с.98-99.
2. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация.
3.Шмелев Д.Н. Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке. – М., 1976.

        19. Семантическая структура предложения – 2 ч.
Основные вопросы
1)Понятие о семантическом субъекте и предикате.
2)Понятие о семантическом объекте. Семантические компоненты с определительными и обстоятельственно-характеризующими значениями.
3)Семантические компоненты с нерасчлененным значением.
4) Упр. По сбор. Леканта №№552-555.
Самостоятельная работа
1.Выписать из рекомендуемой литературы определения семантического субъекта, предиката, объекта и сопоставить их.
Литература
1.Г-60, п.1960, 1962, 1966-1970, 1976, 1977-1981.
2.Русский язык: Энциклопедия, с.282-283, 340.

20.Однородные члены предложения – 2 ч.
Основные вопросы
1)Понятие об однородности и однородных членах как элементах структурного и семантического осложнения предложения.
2)Структурные особенности ОЧ.
3)Смысловые отношения между ОЧ, связь и средства ее выражения.
4)Виды ОЧ (по синтаксической роли в предложении, по морфологическому выражению).
5)Обобщающие слова при ОЧ.
6)Вопрос об однородных главных членах.
7). Упр. По сбор. Леканта №№584-591.
Самостоятельная работа
1.Подготовиться к дискуссии: Две точки зрения – простым или сложным является предложение с однородными сказуемыми. Почему?
Какая из этих точек зрения отражена в школьном учебнике?
Литература
1.Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация. – С.152-154.
2.Г-60, п.834-901.
3.Учеб. Белошапковой, с.409-410, 435-436.
4.Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка, с. 188-208.
5.Синтаксис осложненного предложения. Методические указания. – Санкт-Петербург, 1996.
     
             21. Отграничение однородных и неоднородных согласованных определений – 2 ч.
Основные вопросы
1)Выполнение упражнений из «Сборника лабораторных работ по современному русскому языку», сб. упражнений РГУ и др.
Литература
1.Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация. – С.152-154.
2.Г-60, п.834-901.
3.Учеб. Белошапковой, с.409-410, 435-436.
4.Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка, с. 188-208.
5.Синтаксис осложненного предложения. Методические указания. – Санкт-Петербург, 1996.
6.Головин В.М. К вопросу о разграничении однородных и неоднородных определений (РЯШ, №2, 1959).
7.Современный русский язык. Анализ синтаксических единиц.
  
    22. 23. Обособление как явление осложнения формальной и смысловой структуры предложения – 4 ч.
Основные вопросы
1)Внутренние структурно-грамматические особенности обособленных членов предложения. Понятие обособленного оборота.
2)Функционально-семантическая и грамматическая специфика обособленного члена предложения. Понятие полупредикативности.
3.Специфика связей и отношений обособленных членов предложения с другими членами предложения.
Самостоятельная работа
1.Сформулируйте общие, частные условия обособления второстепенных членов предложения.
2.Из художественной литературы выпишите 20 предложений с обособлениями, имеющими различные обстоятельственные значения и разные способы выражения.
3) Упр. По сбор. Леканта №№571-583.
Литература
1.Г-60, п.902-903, 721-773, 904-919.
2.Г-80, п.1890-1897, 2100-2103, 2125-2127.
3.Учеб. Белошапковой, с.435-498.
4.Пешковский А.М. Русский синтаксис…с.412-436.

          24. 25. Предложения с вводными и вставными конструкциями – 4 ч.
Основные вопросы
1)Функционально-семантические группы вводных конструкций, вставные конструкции, их структурные разновидности.
2)Отграничение вставных конструкций от сходных с ними (обособление, присоединение, парцелляция).
Литература
1.Аникин А.И. Вставные конструкции в современном русском языке (РЯШ, 1972, №6).
2.Тихомиров В. Разграничение вводных и вставных конструкций в современном русском языке (РЯШ, 1963, №6).
3.Синтаксис осложненного предложения. Методические указания. – Санкт-Петербург, 1996.
4.Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка, с. 188-208.
5.Современный русский язык. Анализ синтаксических единиц.
  
26.Обращение – 2 ч.
Основные вопросы
Смысловые функции и стилистические особенности обращения.
2)Отграничение обращений от сходных синтаксических явлений (обособленных приложений, именительного темы, вокативных конструкций).
Литература
1.Синтаксис осложненного предложения. Методические указания. – Санкт-Петербург, 1996.
2.Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка, с. 188-208.
3.Бабайцева В.В., Максимов …
4.Современный русский язык. Анализ синтаксических единиц.
   27. 28. 29. Сложное предложение –6. ч.
Основные вопросы
1)Грамматическая природа сложного предложения.
2)Многоаспектная характеристика сложного предложения.
3) Синтаксическая связь между компонентами сложного предложения.
4). Упр. По сбор. Леканта №№693-607.
Самостоятельная работа
1.Раскройте в тезисах (с примерами) утверждение: «Объединение двух и более предложений в одно сложное предложение сопровождается их формальным, модальным, интонационным и содержательным приспособлением друг к другу» (Г-80, с.465-466).
Литература
1.Г-60, 80 – соотв. разделы.
2. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис, с. 158-203.

          30. 31.  Сложносочиненные предложения – 4 ч.
Основные вопросы
1)Общее понятие о ССП.
2)Аспекты анализа ССП.
3)Основы классификации ССП.
4) Упр. По сбор. Леканта №№608-614.
Самостоятельная работа
1.Сравните дефиниции ССП в рекомендуемой литературе и «Словаре лингвистических терминов» О.С.Ахмановой, энциклопедии «Русский язык».
Литература
1.Пешковский А.М. Русский синтаксис… с.462-479.
2.Г-60, п.1248.
3.Г-80, п.3108-3110.
4.Учеб. Белошапковой, с.528-532.

          32. 33. 34.    Сложноподчиненные предложения – 6 ч.
Основные вопросы
1)Понятие СПП.
2)Три аспекта организации СПП.
3)Виды подчинительной связи в СПП.
4)Принципы классификации СПП.
5)Нерасчлененные СПП.
6)Расчлененные СПП.
7) Упр. По сбор. Леканта №№615-640.
Самостоятельная работа
1. Постройте древовидную схему, отражающую виды подчинительной связи в книге Белошапковой «Современный русский язык. Синтаксис».
2.Составьте подробный план к параграфу этой книги «Структурные типы СПП: нерасчлененные и расчлененные предложения», с.219-222.
Литература
1.Г-60, п.1411-1533.
2.Пешковский А.М. Русский синтаксис…с.480-501.
3.Г-80, п.2753-2762.
 
         35. 36.  Бессоюзные сложные предложения – 4ч.
Основные вопросы
1)Два понимания БСП.
2)БСП открытой и закрытой структуры.
3)БСП типизированной и нетипизированной структуры.
4) Упр. По сбор. Леканта №№641-648.
Самостоятельная работа
1.Сравните классификации БСП в работах Поспелова, Бабайцевой, Белошапковой, Ширяевой, Валгиной.
Литература
1.Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация.
2.Г-60, 80 – соотв. разделы.
3.Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис, с.234-244.
4.Ширяев В.Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке. – М., 1986.
     
         37. 38. 39.  Сложное упражнение усложненной конструкции – 6 ч.
Основные вопросы
1)Разбор сложных предложений усложненного типа.
2)Составление гроздевых и линейных схем к предложениям, составление предложений по предлагаемым схемам.
Литература
1.Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация.
2.Г-60, 80 – соотв. разделы.
3.Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис, с.234-244.
4.Ширяев В.Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке. – М., 1986.
5.Современный русский язык. Анализ синтаксических единиц.
  
     40. 41. 42. Текст, его формальная, смысловая организация – 6ч.
Основные вопросы
1)Понятие «текст» и ССЦ.
2)Структура текста.
3)Семантика текста.
4)Коммуникативные свойства текста.
5)Коммуникативные типы текста и их функционирование.
6) Упр. По сбор. Леканта №№669-675.
Литература
1.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.
2.Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты синтаксиса.
3.Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980.
4.Реферовская Е.А. Лингвистические исследования структуры текста. – Л., 1983.
5.Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.,1991.
6)Шевякова В.Е. К вопросу о сверхфразовом единстве. ФН, 1990, №6, с.65-74.
7.Мещеряков В.Н. Предикативен ли текст? ФН, 1995, №2.
       43. 44.Русская пунктуация – 4 ч.
Основные вопросы
1)Типы знаков препинания, интонация при них.
Литература
1.Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка.
2.Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: Система и функционирование.  – М., 1988.
3. Былинский К.И., Розенталь Д. Э. Трудные случаи пунктуации. – М., 1961.
4. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. – М., 1984.
        45. Самостоятельная работа по пройденному материалу – 2 ч.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов запланирована к каждой теме практических занятий (см. планы практических занятий).

ТЕМЫ, выносимые на самостоятельное изучение.
    
    1.Основные этапы изучения синтаксиса
1) «Традиционное» направление в изучении синтаксиса.
2)Современные теории, их связь с традиционными синтаксическими теориями и отличие от них.
Литература
1.Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса от Ломоносова до Потебни и Фортунатова. – М., 1956.
2.Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. – М., 1958.
3.Г-60, с.15-36.
4.Пешковский А.М. Русский синтаксис…, с.3-10.
4.Шахматов А.А. Синтаксис русского языка, с.3-18.

         2.Координация подлежащего и сказуемого
1)Координация сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием.
2)Координация в роде.
3)Координация в числе.
Литература
1)Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.
2.Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка.
3.Г-80.
   
         3. Современная пунктуация
1)История научной разработки пунктуации.
2)Теоретические основы современной пунктуации.
3.Употребление знаков препинания.
Литература
1.Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка.
2.Валгина н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение.
3.Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: Система и функционирование.  – М., 1988.
4. Былинский К.И., Розенталь Д. Э. Трудные случаи пунктуации. – М., 1961.
5. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. – М., 1984.

            2.  Учебно-методическое обеспечение дисциплины
2.1    Методические рекомендации для преподавателя.
При подготовке лекций необходимо не только свободно владеть материалом, изложенным в академических грамматиках, но и знать мнение видных современных лингвистов по той или иной проблеме, а также связывать излагаемый материал с действующими Программами по русскому языку в средней школе. Так, при изучении темы «Словосочетание» надо обратить внимание на то, что выделяются не только словосочетания, основанные на подчинительной связи (традиционный подход).  В.А.Белошапкова считает словосочетаниями и сочетания, образованные на основе сочинительной связи (брат и сестра). В одной из школьных программ по русскому языку (В.В.Бабайцева) также выделяются словосочетания, основанные на сочинительной связи. В последние годы в заданиях ЕГЭ стали встречаться термины «подчинительное словосочетание» и «сочинительное словосочетание», которые не вполне понятны тем, кто изучает русский язык по другим программам.
При подготовке некоторых лекционных тем необходимо достаточно хорошо знать историю тех или иных проблем (проблема распространения предложения, вопрос о неполных предложениях и т.д.), для более всестороннего освещения этих вопросов необходимо знание статей из лингвистических журналов и сборников научных трудов.
Некоторые модели и схемы, на наш взгляд, лучше не приносить готовые к лекциям, а создавать их на доске по ходу лекции.

2.2.    Методические указания для студентов
Для студентов дневного и заочного вида обучения подготовлены
Методические указания  «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ», для студентов заочного вида обучения подготовлены методические указания по выполнению контрольной работы по синтаксису.
Изучение курса синтаксиса современного русского языка пред¬полагает самостоятельную работу студентов: чтение учебной и научной литературы, конспектирование отдельных разделов, выполнение упражнений с последующим контролем на занятиях. Предлагаемые в методических указаниях   задания предназначены прежде всего для самостоятельной работы.
Изложенные вопросы не охватывают всех аспектов изучения сложного предложения, однако здесь представлены наиболее трудные для усвоения теории и практического анализа темы. Предлагаемое пособие позволяет систематизировать основные свойства сложного предложения, дает возможность выявить их многоаспектность, раскрывает их связи.
В рассмотрении наиболее трудных вопросов сложного предложения сочетаются современные и традиционные аспекты, что позволяет расширить лингвистический кругозор студентов, которые должны уметь не только анализировать сложные предложения с позиций наиболее распространенного в настоящее время структурно-семантического подхода, но и соотносить научное представление о сложном предложении с его описанием в школьном курсе синтаксиса, понимать, как изменялся взгляд на основные разновидности сложного предложения в истории изучения русского синтаксиса.

Методы и формы организации самостоятельной работы студентов Темы, конкретные задания, вопросы для контрольного опроса обучающихся указаны в Программе (к каждому практическому занятию). Несколько тем выносится на самостоятельное изучение (указано в Программе), по ним студенты готовят доклады, рефераты, выполняют упражнения.

Поиск
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz