Понедельник, 23.10.2017, 23:26
Балова Ирина Мухтаровна
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
СПИСОК НАУЧЫХ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ТРУДОВ [1]
«ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА» [1]
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК [4]
Форма входа
Главная » Статьи » «ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 «ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»


для магистров, обучающихся по направлению  031001.68 - Филология


                                 
ДНМ.04.01                      


Балова И.М.
доктор филологических наук, профессор



                                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предлагаемый курс по философии языка как лингвистической дисциплины интегрирует разнообразные направления теоретического дискурса: философского, языковедческого, семиотического, семантического, культурологического. Проблемы философии языка рассматриваются в историческом аспекте, так как теоретический анализ феноменов языка становится по-настоящему осмысленным только в контексте подходов к их пониманию в различные исторические периоды; при этом главное внимание уделяется развитию и становлению идей современной философии языка. Выделяются ведущие идеи, вокруг которых группируются реальные отечественные и зарубежные концепции языка.  История развития философии языка так или иначе отражает  развитие человеческого мышления и познания, а также способствует изучению современных лингвофилософских теорий.
Цель курса – ознакомить магистрантов с проблематикой, основными направлениями и идеями философии языка.
Задачи преподавания курса «Философия языка как лингвистическая дисциплина»:
1) научить магистрантов ориентироваться в основных теориях философии языка,
2) научить применять для решения исследовательских проблем достижения  современной философии языка.
Знания и навыки, полученные магистрантами по мере освоения данной дисциплины, должны использоваться в их самостоятельной исследовательской работе. Магистранты должны проанализировать свои исследования, установив, какие идеи философии языка реально доминируют в их работе, какие остаются вне основного поля внимания, что позволит выявить те моменты, которые характеризуют степень актуальности и новизны самостоятельного исследования.

      ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Магистрант, изучивший курс «Философия языка как лингвистическая дисциплина», должен знать ведущие идеи философии языка, доминировавшие в различные периоды истории, ориентироваться в современных теориях философии языка, уметь анализировать языковой материал методами, разработанными в рамках современных лингвофилософских концепций.

                                      СОДЕРЖАНИЕ

1. Философия языка и лингвистическая философия. Взаимоотношение философии как общей теории языка и методологий различных специальных теорий. Язык как предмет междисциплинарных исследований. Многообразие и сложность проблем философии языка.  «Лингвистический поворот» в философии ХХ века.
2. Проблема происхождения языка. Исторический генезис языка и сознания. Язык и биологические семиотики: различие в функциональных возможностях. Теории происхождения языка. Глоттогенез как философская проблема.
2. Античные концепции языка. Проблема его происхождения: «по природе» или «по установлению». Проблемы соотношения имени и вещи, имени и мысли (Гераклит, Демокрит, Платон и др.). Взгляды на природу «имени» в диалоге Платона «Кратил».  Разработка исходных понятий грамматики (Аристотель, стоики, александрийцы).
3. Средневековые концепции языка. Номинализм, реализм и концептуализм как методологические позиции. Их развитие в Новое время в концепциях эмпиризма и рационализма.
4. Идея «спекулятивной грамматики» и рационального языка в средние века и в Новое время. «Философский язык» в понимании Р. Декарта. «Всеобщая рациональная грамматика» Пор Рояля. «Универсальная характеристика» Г. Лейбница. Сопоставление языка и исчисления у Э. Кондильяка.
5.Философия языка В. фон Гумбольдта. Язык как деятельность. Внутренняя форма языка. Стадии языкового развития. Языковая картина мира. Гумбольдтовская линия в развитии лингвистики (Х.Штейнталь, А.А.Потебня, Г.Г.Шпет, К.Фосслер, Л.Вайсгербер, антропологическая лингвистика ХХ в.).
6. Структурализм и постструктурализм. Ф. де Соссюр и младограмматическое направление в языкознании. «Курс общей лингвистики» как исходный пункт развития лингвистики ХХ в. Основные дихотомии, их современная интерпретация.  Понятие структуры и системы языка. Природа обозначения и строения знака.
Влияние идей де Соссюра на становление структурализма. Школы структурной лингвистики (Пражская школа, Копенгагенская школа. Американский структурализм. Лондонская школа).
Структурная антропология К.Леви-Стросса.  Методологические принципы анализа мифологии К.Леви-Стросса.
Понятие дискурса. Коммуникация и дискурс. Французская школа анализа дискурса.  Дискурсивные практики. Фреймы. Идеологические функции дискурса.  Теория дискурса Лакло и Муфф. Критика гуманитарных наук (М.Пеше).
Язык как текст, «письмо» (Р.Барт, Ю.Кристева). Текст как поле методологических операций. Интертекст и интертекстуальность. Проблема автора.
Эпистемы М.Фуко. Язык как вещь среди вещей (Возрождение), язык как средство выражения мысли (рационализм), язык как самостоятельная сила (современность).
Понятие деконструкции Ж.Дерида. Несамотождественность текста, невозможность единого направляющего принципа. «Грамматология».
7. Логический анализ языка и развитие идеи его рационального построения. Семантические идеи Г.Фреге («Исчисление понятий»).  «Логический атомизм»: имена и дескрипции у Б. Рассела. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. Логический синтаксис и логическая семантика у Р. Карнапа. Учение о языке  в «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейна. Философия языка как деятельность. Метафизика «Логико-философского трактата». Логическое единство человеческого знания и форм его выражения.
Философский анализ естественного языка. Прагматика. Язык и условия коммуникации. Концепция языка у позднего Л.Витгенштейна. Преодоление метафизических проблем путем логического анализа языка. «Языковые игры». Значение как употребление. Язык как форма жизни. 
Теория речевых актов (Дж. Остин, Дж. Серл, П. Стросон и др.). Понятие речевого акта. Перфомативы. Локуция. Иллокуция. Перлокуция. «Перфомативная гипотеза».
8. Философская герменевтика.  Исторические формы герменевтики. Герменевтика Ф.Шлейермахера – общая теория интерпретации. Понятие герменевтического круга. Проблема понимания другого. Онтологическая феноменология языка М.Хайдеггера: бытие и язык, онтология понимания, язык как выявление скрытого, слово и вещь. Герменевтика и этика, герменевтика и история (П.Рикер). Герменевтика как онтология (Х.Г.Гадамер). «Предрассудки» и их роль в процессе интерпретации. Принципиальная незавершенность интерпретации, неотделимость понимания от самопонимания интерпретатора. Язык и историческая традиция.
Формы контроля по дисциплине
Контроль знаний по дисциплине проводится в различных формах:
1) устные ответы на практических занятиях, 2) коллоквиумы по главным темам курса; 3)   тестирование; 4) результаты самостоятельной работы.
1 раз в шесть недель проводится коллоквиум по основным темам и тестирование (АСТ), остальные формы контроля используются постоянно на практических занятиях.                             
                               
 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.    Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания/Под ред. Гончаренко С.Ф. – М.: Академия, 2003. – 672 с
2.    Аналитическая философия: Избранные тексты. – М., 1993.
3.    Апель К.- О. Трансформация философии. – М., 2001.
4.    Алпатов В. М. История лингвистических учений. М., 1998.
5.    Античные теории языка и стиля / под ред. О. Н. Фрейденберг. СПб., 1996 (1-е изд. — 1936)
6.    Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1966.
7.    Арно А., Лансло К. Грамматика Пор-Рояля. Л., 1991.
8.    Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1998.
9.    Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М., 1974.
10.    Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999.
11.    Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1.- М., 1994.
12.    Гадамер Г. Истина и метод. – М., 1988.
13.    Грамматические концепции в языкознании 19 века / Кацнельсон С. Д. (отв. ред.). Л., 1985.
14.    Гумбольдт фон В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984
15.    Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца 20 века. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С.239-320. 
16.     Звегинцев В.А. История языкознания ХIХ–ХХ веков в очерках и извлечениях. М., 1964. Ч. 1; М., 1965. Ч. 2.
17.    История лингвистических учений: Древний мир. Л., 1980, Средневековый Восток. Л., 1981, Средневековая Европа. Л. 1985, Позднее Средневековье. СПб., 1991.
18.    Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. – М., 1999.
19.    Колесов В.В. История русского языкознания. Очерки и этюды. – С.-П., 2003.
20.    Лосев А.Ф.Философия имени. – М., 1990.
21.    Новое в зарубежной лингвистике. М., 1961–1989. Вып. 1–25
22.    Потебня А. А. Слово и миф. М., 1989
23.    Соссюр де Ф. Курс общей лингвистики. М., 1998.
24.    Сусов И.П. История языкознания (электр. учебник), htpp://www.rambler.ru.
25.    Семиотика . Степанов Ю. С. (отв. ред.). М., 1983
26.    Томсен В. История языковедения до конца XIX в. М., 2004.
27.    Степанов Ю. С. Язык и метод: К современной философии языка. М., 1998.
28.    Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
29.    Хомский Н. Язык и мышление. М. 1972; Хомский Н. Язык и проблемы знания // Вестник МГУ. Филология. № 4, 1995. 130–157.
30.    Фундаментальные направления в современной американской лингвистике. М., 1997.
31.    Философия, логика, язык/Сост. В.В.Петров. – М., 1987.
32.    Хайдеггер М. Язык. – СПб., 1997.
33.    Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка. – М., 2004.
 .


           ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.    Блумфилд Л. Язык. М., 1968.   
2.    Волошинов В. Н. (М. М. Бахтин) Марксизм и философия языка. Л., 1929   (3-е изд. М., 1993).
3.    Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994.
4.    Гак В.Г. Языковые преобразования. М., 1998.
5.    Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца 20 века. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С.239- 320
6.    Кронгауз М. А. Семантика. М., 2001.
7.    Лосев А. Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.,  1990; Имя. СПб., 1997
8.    Понимание историзма и развития в языкознании первой половины ХIХ  века / Десницкая А. В. (отв. ред.). Л., 1984.
9.    Пражский лингвистический кружок: Сб. статей / Составление, редакция и предисловие Н.А. Кондрашова. М., 1967.
10.    Реферовская Е.А. Философия языка и грамматические теории во Франции (из истории лингвистики). – С.-П., 1996.
11.    Степанова Л. Г. Итальянская лингвистическая мысль XIV–XVI вв. СПб., 2000.     
12.    Успенский Б. А. Структурная типология языков. М., 1965
13.    Философия языка. Редактор-составитель Дж.Р.Серл. – М., 2004г.
14.    Якобсон Р. О. Избранные работы. М., 1985;
15.    Бессознательное и язык. М., 1996.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1.htpp://www.gramota.ru
     2.htpp://www.fepo.ru
     3.htpp://www.pоlitcom.ru
     4.htpp://www.refstar.ru
     5.htpp://www.eidos.ru
     6.htpp://www.rambler.ru
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА
Аудиторная работа


п\п    Темы лекций    Кол-во часов
1.    Философия языка и лингвистическая философия    2
2.    Философия языка в античном мире    2
3.    Средневековые концепции языка    2
4.    Лингвофилософские концепции Х1Х – ХХ вв.    2
5.    Структурализм и постструктурализм    2
6.    Логический анализ языка    2
7.    Герменевтика    2
8.    Теоретические проблемы современного языкознания    4


п\п    Темы практических занятий    Кол-во часов
1.    Античные концепции языка    2
2.     Грамматика Пор-Рояля    2
3.    Философия языка В. фон Гумбольдта. Лингвофилософия Х1Х в.    2
4.    Лингвистическая концепция Ф.де Соссюра и ее развитие    4
5.    Языкознание в философии ХХ в.    4
6.    Теоретические проблемы современного языкознания    4

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Античные концепции языка (2ч.)
Основные вопросы
1.    Проблема происхождения языка.
2.    Спор о «правильности» имен . «Кратил» Платона.
3.    Грамматическая система в Александрийской школе.
4.    Наука о языке в Риме.
Литература. Основная: 3, 4, 16, 23.

Тема 2. Грамматика Пор-Рояля (2ч.)
Основные вопросы
1.    Эмпиризм и рационализм в лингвистической науке ХУ11в.
2.    Рационалистическая трактовка языка в грамматике Пор-Рояля.
3.    Александрийская грамматика и грамматика Пор-Рояля.
4.    Роль грамматики Пор-Рояля в истории языкознания.
Литература. Основная: 3, 6, 16.

Тема 3. Философия языка В. фон Гумбольдта (2ч.)
Основные вопросы
1.    Теоретико-методологические основы учения В.фон Гумбольдта о языке.
2.    Учение В.фон Гумбольдта о языке.
2.1.    Происхождение языка.
2.2.    Язык и мышление.
2.3.    Язык как деятельность.
2.4.    Понятие формы языка.
2.5.    Соотношение понятий «национальный дух» и «язык».
2.6.    Сравнительное языковедение.
2.7.    Антиномии языка.
3. Лингвофилософия Х1Х в.
Литература. Основная: 3, 13, 23, 25.


Тема 4. Лингвистическая концепция Ф.де Соссюра и ее развитие (4 ч.)
Основные вопросы
1.    Языкознание к концу Х1Х – нач. ХХ в. (обзор).
2.    Основные положения концепции де Соссюра.
3.    Развитие идей де Соссюра.
4.    Структурная антропология К.Леви-Стросса.
5.    Понятие дискурса. Коммуникация и дискурс.
6.    Язык как текст, «письмо».
7.    Эпистемы М.Фуко.
8.    Понятие деконструкции Ж.Дерида.
9.    Школы структурной лингвистики  (обзор).
Литература. Основная: 3, 5, 14, 15, 22, 23

Тема 6. Языкознание в философии ХХ в. (4ч.)
Основные вопросы
1.    Неокантианство и философия символических форм  Э.Кассирера.
2.    Фундаментальная онтология Хайдеггера и язык.
3.    Неопозитивизм.
4.    Л.Витгенщтейн. «Языковые игры».
5.    Теория речевых актов
6.    Современные трактовки теории лингвистической относительности.
Литература. Основная: 1, 9, 10, 12, 15, 19, 20, 21.


Тема 7. Теоретические проблемы современного языкознания (4ч.)
Основные вопросы
1.    Языковые универсалии (Н.Хомский).
2.    Антропоцентрические направления в современной лингвистике.
3.    Московская семантическая школа.
4.    Когнитивный подход к языку.
Литература. Основная: 3, 7, 9, 23, 32.

Методические рекомендации для преподавателя.
При подготовке лекций курса «Философия языка как лингвистическая дисциплина» необходимо учитывать, что этот предмет интегрирует различные дисциплины и направления:  историю языкознания, герменевтику, логику, семантику, прагматику и т.д. Соответственно, характер курса предполагает  освещение круга философских вопросов, связанных с языком, а также освещение философско-методологического базиса как частной науки. Необходимо прослеживать преемственность между старой гуманистической традицией и аналитической философией, а также их противостояние. Кроме того, необходимо более подробно останавливаться на вопросах, которые связаны с темами научных исследований магистрантов, с философским обоснованием вопросов, которые их интересуют.
Поскольку Список обязательной и дополнительной литературы довольно обширный, а единого учебника по предмету нет, тексты некоторых лекций (или тезисы) следует предоставить магистрантам в электронном или печатном виде.
При подготовке к занятиям необходимо не только прорабатывать учебную литературу по теме, но и читать тексты тех или иных авторов, готовить (вопросы для слушателей, комментарий и пр.) некоторые цитаты для обсуждения. 
Методические указания для студентов.
При подготовке к практическим занятия, тестированию, контрольным работам следует не только изучать рекомендованную литературу, но и самостоятельно искать учебную и научную литературу как в библиотеках, так и в Интернете (см. рекомендуемые Интернет-ресурсы).
По мере изучения тех или иных разделов курса рекомендуется магистрантам составление  индивидуальных кратких Словарей философских терминов, статьи которых принесут несомненную пользу при подготовке к практическим занятиям, тестированию, экзамену.
Изучая лингвистические концепции, магистранты должны знать, какие философские, общенаучные идеи лежат в ее основе. Так, при изучении концепции языка В. фон Гумбольдта слушатели курса должны знать о связи его общелингвистических и антропологических идей с философией И.Канта, концепцией истории И.Ф.Шиллера, о влиянии идей Ф.Шеллинга и Г.Гегеля.
Гумбольдт опирался на идеи Шеллинга и Гегеля для объяснения самобытности духовной культуры разных народов, множественности языков, разнообразных форм соотношения языка и мышления.
При устных ответах магистранты должны конкретизировать свои положения цитатами, особо важными для раскрытия основных положений различных концепций.
Организация контролируемой самостоятельной работы
                                             студентов (9 ч.).


п\п    Темы    Форма работы    Кол-во час.
1.    Проблема происхождения языка.    Подготовка к дискуссии.    1
2.     Возникновение и развитие сравнительно-исторического языкознания    Изучение рекомендованной литературы.    1
3.     Языкознание в России до Х1Х в.    Изучение рекомендованной литературы.    1
4.    Языкознание в России и СССР (до сер.ХХв.)    Изучение рекомендованной литературы.    2
5.    Л.Витгенштейн    Просмотр фильма о Л.Витгенштейне, его обсуждение.    2
6.    Современные семантические концепции    Изучение рекомендованной литературы.    2

Обеспеченность образовательного процесса по дисциплинам специализированным и лабораторным оборудованием.
Занятия проводятся в аудиториях, приспособленных для лекционных и практических занятий. Для показа фильма (см. план самостоятельной работы) используется один из компьютерных классов.


Экзаменационные вопросы

1.     Философия языка и лингвистическая философия.
2.    Лингвофилософская мысль в Древней Греции.
3.    Лингвофилософские взгляды Платона (диалог «Кратил»).
4.    Стоическая и александрийская традиции в  Риме.
5.    Лингвофилософская мысль в раннесредневековый период.
6.    Роль Грамматики Пор-Рояля в истории и философии языкознания.
7.    Лингвистические проблемы и их разработка в Западной Европе позднего средневековья.
8.    Логицизм в описании языка 16-18 вв.
9.    Лингвистическая концепция В. Фон Гумбольдта, ее теоретико-методологические основы.
10.    Учение В. Фон Гумбольдта о языке (происхождение языка).
11.    Учение В. Фон Гумбольдта о языке (язык и мышление).
12.    Учение В. Фон Гумбольдта о языке (язык как деятельность).
13.    «Национальный дух» и «язык» в учении В. Фон Гумбольдта.
14.    Антиномии языка в учении В. Фон Гумбольдта.
15.    Три компонента языка в концепции Ф. де Соссюра.
16.    Внутренняя и внешняя лингвистика в учении Ф. де Соссюра.
17.    Аспекты языка в учении Ф. де Соссюра.
18.    Системный характер языка, его знаковость в учении де Соссюра
19.    Значение работ Ф. де Соссюра в истории и философии языка.
20.    Возникновение и развитие сравнительно-исторического языкознания
21.    Проблема языка в философии ХХ в. (обзор).
22.    Язык как форма жизни у Л.Витгенштейна.
23.    Идея «языковых игр» Л.Витгенштейна.
24.    Лингвистический структурализм, его направления, результаты
25.    Глоссематика.
26.    Школа А.Мейе и социологический подход к изучению языка.
27.    Пражская лингвистическая школа.
28.    Американский структурализм, его направления.
29.    Женевская лингвистическая школа.
30.    Собственный язык в философии Деррида.
31.    Понятие дискурса.
32.    Герменевтические теории языка.
33.    Теория речевых актов.
34.    Семантические концепции в отечественном языкознании.
35.    Современная психо- и нейролингвистика.
36.    История и современное состояние семиотики.
37.    Когнитивная лингвистика.
38.    Антропоцентрические направления в современной лингвистике.
Категория: «ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА» | Добавил: Elven (02.02.2011)
Просмотров: 4649 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Поиск
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz