Понедельник, 23.10.2017, 23:25
Балова Ирина Мухтаровна
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
СПИСОК НАУЧЫХ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ТРУДОВ [1]
«ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА» [1]
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК [4]
Форма входа
Главная » Статьи » СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Краткий конспект лекций

Лекция 1.                       Предмет синтаксиса.

Синтаксис – syntaxis – (греч.) составление, соединение – один из уровней языковой системы, а также – наука об этом уровне.
В синтаксисе изучаются единицы синтаксического уровня языка, иерархическая организация этих единиц в разных уровнях синтаксической системы и в разных аспектах рассмотрения (аспект формальной организации единиц, семантический, коммуникативный), а также закономерности соединения синтаксических единиц, способы их соединения  (связи) и возникающие при этом синтаксические отношения.
Синтаксис – последний раздел курса «современный русский язык», вместе с морфологией он составляет грамматику – науку о грамматическом строе языка.   Морфология и синтаксис как самостоятельные разделы грамматики имеют каждый свой предмет изучения. Морфология – наука о морфологических формах слов, синтаксис – наука о связях, соединениях слов и образующихся в результате этого соединения основных синтаксических единицах – словосочетании и предложении. Морфология и синтаксис взаимосвязаны и взаимообусловлены.   Синтаксис как один из основных разделов грамматики также тесно связан и с другими разделами науки о языке – пунктуацией, орфографией (напр., падежные окончания), лексикологией и др.
Выделяют основные синтаксические единицы, принадлежащие только синтаксису, - словосочетание, простое и сложное предложение, текст; а также единицы, принадлежащие как синтаксису, так и морфологии и лексике, - слово и словоформа.

Лекция 2 – 4. Синтаксическая связь в русском языке.

Компоненты синтаксических единиц находятся в определенных смысловых отношениях, выраженных синтаксическими связями. Синтаксической связью объединяются компоненты различной природы, возможны 8 типов синтаксических соединений, которые различаются характером соединяемых компонентов:
1) С+СФ (слово + словоформа)           
2) СФ+СФ (словоформа + словоформа)
3) П+П  (простое предложение + простое предложение)                   
4) С+П (слово + предложение)
5) СФ+П (словоформа + предложение)                   
6) СС+СФ (словосочетание + словоформа)
7) П+СП  (предложение + сложное предложение)                  
8) СП+СП (сложное предложение + сложное предложение).
В синтаксисе различают связь на уровне словосочетания, простого предложения, сложного предложения, текста.
В истории синтаксиса найдено несколько различных признаков, на основании которых можно выделить виды синтаксических связей. Наиболее общепринятым является традиционное противопоставление сочинительной и подчинительной связи. Сочинение и подчинение противостоят друг другу по признаку наличия/отсутствия детерминации, т.е. формально-строевых отношений главного и зависимого компонента. При подчинении они есть, следовательно, компоненты разнофункциональны, при сочинении – нет, и компоненты – однофункциональны.
Сочинительная и подчинительная связи различаются также средствами выражения. Средства выражения сочинительной связи одинаковы на разных уровнях (на уровне связи формы слова и на уровне связи предложения), в то время как средства выражения подчинительной связи на разных уровнях различны. Сочинительная связь не выражается формами слова, ее основное средство выражения – сочинительные союзы (иногда – порядок слов и многочленность ряда).
Открытая сочинительная связь объединяет различное число компонентов: Ей принесли и розы, и астры, и георгины, и … Компоненты находятся в перечислительных отношениях (или разделительных). Количество компонентов устанавливается только экстралингвистически.
Закрытая сочинительная связь объединяет только два компонента, находящихся между собой в противительных отношениях или соединительных (но не перечислительных): Я купил не книгу, а журнал.
Подчинительная связь наблюдается при соединении неравноправных единиц. Подчинение осуществляется разными способами, которые зависят от морфологических возможностей подчиненного компонента. Подчинительная связь может быть обязательной (например, употребление слова вызывает появление и зависимого компонента), глагол находиться требует пространственного уточнения (в городе, за деревом и т.д.). Но возможна и необязательная подчинительная связь: (белый лист, новое платье).
При подчинительной связи следует различать ее предсказующий /непредсказующий характер. Так, в примере белый лист связь носит предсказующий характер, т.к. употребление слова лист предсказывает форму зависимого компонента (прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже). Предсказующий характер имеет подчинительная связь и при управлении (купить газету, вход в зал, выход из зала).
Непредсказующая подчинительная связь имеет место в тех случаях, когда форма зависимого компонента не определяется свойствами главного слова и не может быть предсказана (стакан с соком, стакан для сока).
Предсказующая связь может быть вариативной или невариативной. При вариативной связи предсказываемая форма зависимого компонента является единственно возможной, при вариативной связи существует выбор одной из двух, реже – трех возможных форм: тосковать о детях, по детям, но – заботиться о детях.
Традиционно выделяют 3 способа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Согласование – это подчинительная связь, которая выражается уподоблением формы зависимого слова форме главного в роде, числе, падеже, либо в числе и падеже, либо только в падеже и означает отношения собственно определительные: новый дом, кто-то чужой, дом-башня, ясли-новостройка (РГ).
Согласование бывает полное (воспроизведение грамматических значений рода, числа, падежа главного слова) и неполное.
Управление в широком, традиционном понимании  представляет собой подчинительную связь, в которую в качестве зависимого компонента вступают падежные формы имени существительных. Оно неоднородно. Это отражено в традиционном учении о сильном и слабом управлении и в современных концепциях, выделяющих в традиционных границах управления несколько видов связи. Основанием для различения видов синтаксической связи зависимых падежных форм существительного в истории науки и современных концепциях служат признаки предсказуемости//непредсказуемости,  обязательности//необязательности, а также характер смысловых отношений, выделяемых связью .
Примыкание – вид подчинительной связи, которая выражается не
изменением формы зависимого компонента, а лишь «его местоположением, его зависимой грамматической функцией, его смыслом, несамостоятельным характером выражаемого им грамматического отношения» (Г-54). Поэтому в качестве зависимых компонентов при примыкании выступают неизменяемые формы слов.
Падежное примыкание – это присоединение к знаменательному слову (любой части речи) падежного (без предлога или с предлогом) формы имени с определительным значением: прийти к вечеру, приехать пятого мая,, город на Волге, красивый лицом, серый в клеточку. При падежном примыкании возникают отношения определительные, субъектно-определительные, обстоятельственно-восполняющие.
Синтаксическая связь объединяет компоненты, вступающие в какие-либо синтаксические отношения. Прямой зависимости отношений и связи нет: одни и те же отношения могут оформляться при помощи различных 
отношений (при помощи согласования и управления – дом отца, отцовский дом).
Могут быть выделены 2 максимально абстрактных типа отношений: 1) собственно-синтаксические (т.е. не обусловленные лексическим значением зависимого компонента), 2) семантико-синтаксические (т.е. обусловленные лексическим значением зависимого компонента).
Также традиционно выделяются: соединительные, противительные, разделительные, предикативные, атрибутивные, объектные, субъектные, аппозитивные отношения.
Объектные отношения, т.е. отношения между называемым в слове действием или состоянием и тем предметом (в широком смысле слова), на который направлено действие или с которым сопряжено состояние: писать письмо, покупка дома и т.д.
Определительные (атрибутивные) отношения – те, при которых предмет, явление, действие, состояние, признак определяются со стороны своего внешнего качества, свойства, принадлежности, а также получает различные обстоятельственные характеристики: новый парк, парк у озера, город ночью, идти медленно. Выделяют:
а) собственно-определительные отношения (зависимая форма отвечает на вопросы какой? чей? который?);
б) обстоятельственно-определительные (зависимая форма отвечает на вопросы как? каким образом? где? и т.д.).
Некоторые ученые традиционно выделяют отдельно обстоятельственные отношения.
Восполняющие отношения – те, при которых зависимое слово не несет ни объектного, ни определительного значения, а содержательно необходимо восполняет собою главное слово (обычно - при информативно недостаточных словах – стать начальником, два дома, выглядеть хорошо).
Субъектные отношения  (Г-80 – один из видов определительных отношений) возникают при сочетании имени, называющего действие, состояние или свойство, с родительным падежом имени, называющим производителя действия или носителя состояния, свойства: приезд отца, отчаяние матери, белизна снегов.
Аппозитивные отношения (их отдельно выделяет Сиротинина) – те, при которых нет представления о предмете и признаке, есть 1 предмет и 2 соотнесенных с ним понятия, по-разному называющих этот предмет (студент Иванов, река Волга).
Связи, возникающие в предложении и свойственные именно предложению как синтаксической единице высшего уровня, сложнее и многообразнее, чем связи уровня словосочетания.
Прежде всего это касается связи подлежащего со сказуемым.
Синтаксические отношения между подлежащим и сказуемым двусоставного предложения толкуются по-разному. Самая распространенная точка зрения: подлежащее и сказуемое являются равноправными главными членами предложения и не подчиняются друг другу. Эта точка зрения и обусловила необходимость квалификации синтаксической связи между подлежащим и сказуемым не как подчинительной, а как особой – координации. Традиционно связь между подлежащим и сказуемым называли согласованием, а сейчас рассматривают как качественно отличную от нее.
Координация – это особый вид синтаксической связи, при котором имеет место взаимное уподобление форм слов, синтаксически не подчиняющихся друг другу. Координацией связаны главные члены предложения.
Корреляция как особый вид синтаксических отношений усматривается обычно в конструкциях с приложением; корреляция – это особый вид синтаксической связи, характеризующейся взаимной зависимостью форм слов в аппозитивных конструкциях. Корреляция имеет место между приложением и определяемым им словом.
Переразложение. В русском языке встречаются  конструкции с вариантными синтаксическими связями, когда одно и то же слово может быть подчинено различным компонентам высказывания; переразложение – это такой вид синтаксической связи, при котором какое-либо слово некоторой речевой цепи формально может быть подчинено нескольким словам, но при этом ни тот ни другой синтаксический вариант структуры предложения не меняет его смыслового содержания.
Тяготение (расчленение) – это такой вид синтаксической связи, при котором проявляется синтаксическая зависимость некоторого слова одновременно от двух слов и реализуется эта зависимость одновременно в двух разных синтагмах: подчинение – в одной, уподобление формы слова – в другой.
Присоединение – это особый вид синтаксической связи, служащий для грамматического оформления обусловленного задачами коммуникации дополнения к содержанию предшествующего сообщения или высказывания.
Кроме того, к связям, возникающим в структуре предложения, относят сочинительную связь - соединение синтаксически равноправных компонентов, выполняющих в предложении роль одного  и того же члена предложения; в предложении возможна и связь детерминантов со всем предложением; в предложении реализуют свои связи обособление, включение.

 Лекция 5-6. Словосочетание.

Вопрос о природе словосочетания (СС) – один из наиболее сложных.  Разнообразные попытки определения сущности СС постоянно наталкивались на 2 основные проблемы: 1) характер компонентов, составляющих СС,  2) специфика отношений между этими компонентами, Существуют различные подходы к решению этих проблем, но в лингвистике четко противопоставлены 3 точки зрения:
1.СС – грамматическое единство полнозначных слов, находящихся в отношениях подчиненности (Виноградов, Русская грамматика);
2.СС – это соединение полнозначных слов с подчинительной и предикативной связью (Фортунатов, Петерсон);
3. СС - любое грамматическое объединение слов независимо от типа синтаксических отношений между элементами этого объединения (Белошапкова, Сухотин).
Единицами синтаксического уровня служат не конкретные СС, а модели их производства. Так, в языке существует модель субстантивного СС с зависимым прилагательным, входящим в атрибутивные отношения с главным словом. К любому существительному мы можем подобрать прилагательное, ограничивающее объем понятия, выраженного существительным, указанием на его признак.  Т.к. прилагательное может только согласовываться, мы можем обозначить эту модель как  S+какой (-ая, ое), где  S – любое существительное в любом падеже, какой – местоименное обозначение признака, согласованное с существительным. Можно также выделить модели наречных, глагольных СС, СС с главным словом – числительным, местоимением.
СС изменяемо, оно имеет систему форм, т.е. парадигму, которую реализует, употребляясь в предложении. Формы СС создаются изменениями стержневого слова (читать книгу, читает книгу, читая книгу и т.д.) Одна из этих форм – исходная, т.е. та, что характеризует внутреннюю структуру СС (синее небо, читать книгу), все другие формы отражают внешние связи данного СС в составе предложения. Парадигма есть и у предложения, но она отличается от парадигмы СС.
СС классифицируются по различным признакам: по морфологической принадлежности главного слова, по количеству компонентов и их организации, по отношению между главным и зависимым компонентом, по степени обязательности, предсказуемости зависимого компонента и т.д.

     Лекция 7. Простое предложение.

Предложение – центральный объект синтаксиса во всех современных синтаксических концепциях. Само понятие предложения трактуется учеными по-разному, существует множество его определений. Есть более широкое понимание предложения (В.В.Виноградов), по которому  предложение – это прежде всего явление речи, коммуникативная единица. Н.Ю.Шведова и др. понимали предложение более узко и более грамматически строго как самостоятельную единицу сообщения, построенную по определенной структурной схеме, с собственно грамматическими средствами выражения предикативных значений. Категория синтаксического времени и объективной модальности образует целое, что составляет категорию предикативности. Предикативность и есть грамматическое значение предложения.
Если СС – это распространенное слово, в расчлененной форме выражающее понятие, соотносимое по своему денотату с предметом (стеклянный стакан), процессом (писать письмо, писать по-русски), признаком (способный к языкам), местом (далеко на Западе), временем (поздно вечером), то предикативная единица соотносится не с понятием, а с понятиями, событием, целостной ситуацией. Предикативная единица – это способ номинации  события, поэтому именно в предикативных единицах оформляются все сообщения.
В Грамматике 54 года предложение рассматривается как центральная величина, но в последние голы в предложении выделен ряд аспектов: а) формальный, б) семантический, в) модальный, г) коммуникативный.
РГ представляет в своем определении предложения следующую формулировки (с.89.): «Предложение – это такое высказывание, которое образовано по специально предназначенной для этого структурной схеме, обладает грамматическим значением предикативности и своей собственной семантической структурой, обнаруживает эти значения в системе синтаксических форм (в парадигме предложения) и в регулярных реализациях и имеет коммуникативную задачу, в выражении которой принимает участие интонация».
Лекция 8. Типы предложений.

Простое предложение характеризуется совокупностью признаков, и в русской грамматике существует несколько классификаций предложения. Эти классификации не исключают, а дополняют друг друга.
Классификации
•    По количеству предикативный частей (простые и сложные),.
•     по коммуникативной целеустановке,
•     по членимости/нечленимости,
•    по распространенности/нераспространенности,
•     на отрицательные и утвердительные,
•     по полноте/неполноте замещения обязательных позиций членов предложения,
•     по составу и форме главных членов,
•     по структурным схемам,
•    по эмоциональной окрашенности (восклицательные/нейтральные),
•    по осложненности/неосложненности.
В современном синтаксисе деление предложений по коммуникативной целеустановке понимается как оппозиция по признаку вопросительность/ невопросительность. Т.е. все предложения делятся на вопросительные, коммуникативная задача которых связана с получением информации, и невопросительные, коммуникативная задача которых связана с передачей информации. В зависимости от того, направлено ли предложение на сообщение информации, на совершение ответного действия или содержит какое-то пожелание, невопросительные предложения делятся на 1) повествовательные, 2) побудительные, 3) оптативные (желательные).
Синтаксическая традиция делит вопросительные предложения по разным основаниям:
1.    По характеру средств выражения вопросительности:
2.    По типу заключенного в них вопроса и предполагаемого ответа.
3.    По значению (характеру коммуникативной функции) вопросительные предложения делятся на собственно-вопросительные и несобственно-вопросительные.

    Лекция 9.   Главные члены предложения,  структурная схема предложения.

Подлежащее – компонент предикативного сочетания, являющийся единственным или дополнительным носителем персональности и находящийся в координационной связи со вторым компонентом этого сочетания – сказуемым. Типичная грамматическая форма подлежащего – Им. падеж существительного или личного местоимения, т.е. определенная, конструктивно обусловленная форма, максимально независимая. В качестве подлежащего может выступать любое имя, вообще слово любой части речи, если оно субстантивируется, т.е. в данном контексте употребляется как существительное.
Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, который грамматически зависит от подлежащего, выражает предикативный признак, приписываемый подлежащему, и обозначает формальными средствами грамматические значения наклонения и времени (Распопов). Т.о., сказуемое – основной компонент предикативного сочетания, являющийся носителем всех грамматических категорий предикативности. Грамматическая форма сказуемого поэтому обязательно включает предикативную форму глагола (материально выраженную или нулевую). Сказуемое находится в координативной связи с подлежащим.
Различают: глагольное и именное  сказуемое.
Глагольное – простое, составное. Простое – выражено глаголами изъявительного, сослагательного, повелительного наклонения. Составное глагольное сказуемое  состоит из вспомогательного глагола и инфинитива.
Именное сказуемое характеризуется раздельным выражением вещественного и грамматического значений. Составному глагольному сказуемому оно противопоставлено как характером предикативного признака, так и грамматическими особенностями основного и вспомогательного компонентов.
Классификация предложений по структурным схемам появилась сравнительно недавно (последовательно – в Грамматике-70). Эта классификация – результат предельной формализации синтаксиса: в одну структурную схему попадают единицы, выражающие разные семантические модели, т.к. они основаны на требовании грамматической достаточности (Ученик пишет. Она живет одна. Книга выпускается брошюрой.  N1 - Vf).
Задача учения о структурной схеме предложения – определить минимум компонентов, при котором предложение вне зависимости от контекста является самодостаточным и способным к выполнению своих функций. Структурная схема – отвлеченный образец, состоящий из минимума компонентов, необходимых для создания предложения.        
Понимание структурной схемы дискуссионно.  Выдвинуто 2 принципиально различных понимания структурной схемы, ориентированные на разный объем минимума предложения. Первое обращено к формальной устроенности предложения как предикативной единицы. Оно основывается на традиционном учении о главных членах предложения и вводит в структурную схему лишь те компоненты предложения, которые образуют его предикативное ядро, т.е. подл.+ сказуемое или главный член односоставного предложения. Второе направление обращено не только к формальной организации, но и к семантической структуре предложения. Представитель этого направления исходят из понимания предложения как номинативной единицы. У них свое, более широкое понимание структурной схемы, и она не может быть описана в виде закрытого списка структурных схем.

Лекция 10-11. Распространение простого предложения – 4 ч.

В истории русской лингвистики существовало 2 принципа выделения второстепенных членов – логический (по значению, вопросам) и формально-грамматический. Существуют различные подходы к решению проблемы второстепенных членов предложения:
1)    в рамках существующей классификации усовершенствовать ее принципы (Бабайцева);
2)    построить классификацию с основой на словосочетание (Шапиро, Ломтев);
3)    полностью отказаться от понятия второстепенные члены (Гр.-70, -80, Шведова).
Кроме структурной схемы (главные члены), в РГ рассматривается система правил распространения простого предложения, т.е. введения в предложение таких дополняющих его состав членов, которые вносит свои элементы информации разной степени важности (как дополнительной, так и первостепенно важной).  
Т.о., формально состав предложения членится на главные члены и распространяющие, которые  по грамматическому качеству неоднородны:
•    формы, связанные присловной связью с тем или иным членом предложения;
•    формы, распространяющие предложение в целом (детерминанты);
•    формы, распространяющие одновременно 2 главных члена предложения (дуплексив): Он первым сказал об этом – неполное согласование + управление.
Детерминация – распространение предложения в целом. «Распространитель. Относящийся ко всему составу предложения и не связанный ни с каким отдельным его членом, называется детерминантом». Такими распространителями могут быть падежные формы имени, наречие, деепричастие, союзные введения. Детерминант присоединяется как к распространенному, так и к нераспространенному предложению.

 Лекция 12- 13. Смысловая организация предложения.

В принципе понятие «смысловая сторона предложения» весьма широкое. В содержании предложения не только отражается связь языка с мышлением и действительностью, в нем перекрещиваются и взаимодействуют номинативная, коммуникативная, экспрессивная и др. функции. Главное же при этом, видимо, выделение в предложении той части, которая представляет собственно его информативный смысл. Организация информативного смысла предложения отражена в семантической структуре предложения,  сущность которой как раз в том и состоит, что она отражает обобщенное, абстрагированное и типизированное информативное содержание. (Шведова).
В языковых единицах, реализующих абстрактные образцы, смыслообразующими факторами синтаксического уровня являются: 1) грамматическое значение самого образца, 2) морфологическое значение формы, представляющей тот или иной синтаксический компонент, 3) синтаксическое значение компонентов и отношения между ними, 4) лексическая семантика слов. Грамматическое значение схемы – категориальное. Семантика реализующих образец построений представляет собой сложное смысловое качество, образующееся взаимодействием смысловых единиц синтаксиса, морфологии и лексики. На основе этого взаимодействия образуются категории семантической структуры предложения. Т.о., в синтаксисе взаимодействуют значения разной степени абстракции, т.е. разные типы значений: 1) значения собственно грамматические, категориальные, 2)значения несобственно грамматические, образующиеся взаимодействием грамматической и лексической семантики, 3)значения неграмматические, для своей объективизации требующие конституативной поддержки.

Лекция 14. Коммуникативная организация простого предложения.

Коммуникативная устроенность предложенияя рассматривается в синтаксисе высказывания. Предложение, рассматриваемое в динамическом аспекте, со стороны его коммуникативной функции, принято называть высказыванием (Матезиус).
Как предложение формируется только на базе предикативной единицы, так высказывание основывается на предложении. На базе одного и того же предложения оформляются разные высказывания, т.е. возможно разное актуальное членение.
Актуальное членение – это членение высказывания на тему и рему. Тема – это предмет сообщения,  исходная часть высказывания. Рема – коммуникативный центр высказывания, основное содержание сообщения.
Актуальное членение создает коммуникативную структуру предложения. Каждое предложение образует на своей основе хотя бы одно высказывание. Высказывания не может быть без ремы, составляющей его коммуникативный центр. Наличие в нем темы – не обязательно. В предложении может быть нулевая тема, когда весь состав предложения образует рему. Это – сообщение о событии, в котором не выделяется исходный пункт сообщения: Пришла весна. Актуальное высказывание существенно в данном контексте, для данной ситуации.
Средства актуального членения в русском языке различны в устной и письменной речи. В устной речи основное средство – интонация. Интонационный центр предложения – фразовое ударение – сосредоточен на реме; если рема состоит более чем из 1 слова, то ударение – на последнем компоненте словосочетания.
В письменной речи основное средство выражения – порядок слов. Тема начинает высказывание, затем следует рема. Такой порядок членов высказывания характерен для нейтрального текста, фразовое ударение в конце предложения. Такое чтение является автоматизированным. Такой порядок слов В.Матезиус называл объективным.
В экспрессивных высказываниях письменной речи порядок членов обратный: рема – тема. Такой порядок Матезиус называл субъективным. Такой порядок требует при чтении усиленного ударения – эмфазы. Изменяется место фразового ударения, автоматизм которого разрушается. Оно помещается не в конце предложения, а в начале или середине. Для обеспечения нужной интонации при устном воспроизведении высказывания необходим смысловой анализ контекста. Обычно писатели используют в таких случаях дополнительные средства – специальные актуализаторы.

Лекция 15-16. Односоставные предложения (ОП).

Большую роль в изучении ОП сыграл Шахматов, который объединил все предложения с одним главным членом в один тип («односоставные», противопоставленные двусоставным), выявил разнообразные типы структур ОП. По его мнению, в ОП не выражены ясно ни подлежащее, ни сказуемое. По поводу главного члена ОП и в настоящее время существует 2 точки зрения:
1 – в ОП выделяется 1 главный член, объединяющий признаки подлежащего и сказуемого;
2 – если предложение имеет субстантивное  оформление, то главный член – подлежащее, если глагольное – сказуемое.
Главный член ОП является носителем предикативности предложения, его сходство со сказуемым проявляется в том, что он имеет те же типы. (Темнеет. Начинает темнеть. Было тепло. Становилось тепло. И т.д.) Но в отличие от сказуемого, главный член ОП не приспосабливает своей формы ни к какому члену предложения. Кроме того, есть еще и номинативные предложения, которые долгое время считались «неполными» предложениями.
Наиболее распространенный вариант классификации ОП следующий: 1) по выражению главного члена (частеречному) выделяют 2 вида – именные ОП и глагольные ОП;
2) в свою очередь глагольные ОП делятся на определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные и инфинитивные.
         Общим свойством всех глагольных ОП Лекант считает бессубъектность, т.е. соотносительность субъекта и признака не представлена, действие является независимым. Но независимое действие внутренне соотнесено с деятелем (словесно не выраженным, но грамматически представленным). Отношение действия к деятелю – одно из оснований деления глагольных ОП на 5 видов, в которых реализуется разная степень связи действия с деятелем. Учитываются при этом и следующие признаки: морфологические особенности глагольных форм и условий их независимого употребления; выражение синтаксического времени.
1. В определенно-личных предложениях нет состава подлежащего, но отношение главного члена  в самой личной форме глагола 1 или 2 лица к его источнику выражено определенно.
         Читаю книгу.              Я читаю книгу.
В основе структуры определенно-личных предложений лежит свойство русского языка опускать личные местоимения 1.2 лица, т.к. в самой личной форме глагола уже есть указание на действующее лицо. Определенно-личные предложения в соответствии с особенностями грамматического выражения представлены 2 разновидностями: главный член – глагол 1, 2 лица изъявительного наклонения; время – либо настоящее (Люблю тебя, Петра творенье), либо будущее (Завтра буду писать курсовую), либо прошедшее – при относительном употреблении форм настоящего-будущего времени в значении прошедшего (Прихожу домой – никого; Выгляну и снова спрячусь). 2 - главный член – глагол в форме 2 лица повелительного наклонения; предложение такого типа характеризуется значением вневременности (Пиши, а то не успеешь).
Неопределенно-личные предложения – односоставные пр., в которых отношение сказуемого в форме 3 лица (любого времени) к его источнику, т.е действующему лицу, выражено неопределенно.  Их неопределенность заключается в том, что невозможно определить, конкретизировать деятеля, хотя в личной форме глагола и содержится указание на действующее лицо. Особенность подобных предложений, смысл которых состоит в констатации действия, составляет отвлечение действия от его производителя. Деятель мыслится неопределенно или он не существенен для акта коммуникации.
Неопределенность в таких предложениях может иметь разную степень. Наименьшая степень – когда субъект действия известен, хотя и не назван (Вас вызовут). Наибольшая – когда субъект неизвестен говорящему (Вам пишут).
Обобщенно-личные предложения содержат глагол, называющий действие, которое относится к широкому, обобщенно представленному кругу лиц. Не все лингвисты выделяют обобщенно-личные предложения в отдельный тип. (Г-80). Тарланов в своей статье, посвященной этой проблеме, выделяет такие основные дифференциальные признаки обобщенно-личных предложений, как вневременность и отсутствие парадигмы.
В самом значении обобщенности есть градация, отражающая различную степень обобщения (3 степени).
Безличные предложения традиционно определяются как предложения, в которых «нет и не может быть подлежащего», т.е оно не восстанавливается из контекста речи или обстановки.
Главный член в них обычно выражен:
безличным глаголом, форма которого совпадает с формой  3 л. ед.ч. личных глаголов, а в прош. времени – с формой ед. числа среднего рода (Смеркается; Смеркалось);
личным глаголом в безличном значении (Пахнет цветами);
предикативным наречием (Здесь холодно; Мне страшно);
словом «нет» (Нет денег).
Инфинитивные предложения. В них грамматическим значением является утверждение независимого действия, не отнесенного к моменту речи. Специфическое грамматическое значение инфинитивных предложений – модальная оценка действия. Действие представлено вне его протекания. Независимый инфинитив непосредственно, морфологически выражает значение бессубъектности, внеличности, вневременности.
В безличных предложениях деятель не мыслится, он не может или не
должен быть назван, т.к. важно само действие или его результат.
В составе инфинитивных есть или подразумевается субъектный
детерминант (Вам молчать) в форме дат падежа  со значением активного лица.
           Схожими признаками в них является выражение независимого действия, не соотнесенного с деятелем. Различными – они отличаются модальностью, темпоральностью. В инфинитивных предложениях есть отношение к будущему времени (а вообще-то они вневременны!), модальность – долженствовательная или условно-желательная. В безличных предложениях независимое действие представлено как процесс, протекающий во времени, а в инфинитивных – как желательное, возможное, неизбежное и т.д., т.е. потенциальное; оно не выражено как процесс, а лишь названо.
Номинативные предложения – односоставные предложения, главный член которых выражен Им. падежом существительного: Весна. Черный ветер. Белый снег.
По семантике номинативные предложения разнообразны.
Это и указание (дейксис) Вот дом. Вот Дерево.
Это – наименование и идентификация (Это бармен. Это сестра).
Это – бытийная семантика (Мороз).
Оценочная (Ну и мороз!).
В номинативных предложениях выделяют 2 структурных типа: нерасчлененные и расчлененные.
Нерасчлененные представлены только главным членом, синтаксически неразложимым словосочетанием (Стол. Четыре стула) или распространены второстепенными членами, образующими с главным членом единое сочетание (Ясный полдень, Берег реки).
В расчлененных главный член распространен детерминантом (На реке большая толпа. Детерминанты поясняют бытийное значение главного члена(У озера лес).

Категория: СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: Elven (02.02.2011)
Просмотров: 20895 | Рейтинг: 4.2/6
Всего комментариев: 0
Поиск
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz