Понедельник, 23.10.2017, 23:26
Балова Ирина Мухтаровна
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
СПИСОК НАУЧЫХ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ТРУДОВ [1]
«ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА» [1]
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК [4]
Форма входа
Главная » Статьи » СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СОВРЕМЕННОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ. СИНТАКСИС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО СОВРЕМЕННОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ. СИНТАКСИС
.

Синтаксис русского языка, являясь последним разделом курса «Современный русский язык», занимает в образовании студента-филолога одно из центральных мест. Изучение синтаксиса позволяет по-новому, с функциональной точки зрения, оценить все средства языка, изученные студентами ранее в разделах фонетики, лексики, фразеологии, морфологии. Для успешного изучения синтаксиса русского языка необходимо знание и других разделов науки о языке (кроме перечисленных выше), это касается и истории русского языка, и введения в языкознание, и др.
Цель изучения синтаксиса русского языка – повышение научно-теоретического уровня подготовки студентов-филологов, развитие их навыков практического пользования языком. Освещение вопросов теории языка сопровождается в курсе синтаксиса семантической, структурной, стилистической характеристикой синтаксических явлений; рассматривается не только грамматическое строение, но и значение синтаксических единиц, их функционирование в речи, практика употребления.
Задачи преподавания синтаксиса русского языка состоят в том, чтобы
1)    дать определенный круг знаний о синтаксическом строе русского языка, синтаксических единицах, видах синтаксической связи, о структуре, семантике, функционировании словосочетания, простого и сложного предложения, текста;
2)    развить навыки сознательного использования речевых средств;
3)    сформировать навыки многоаспектного анализа синтаксических конструкций;
4)    выработать пунктуационные, интонационные навыки практического пользования языком.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения курса синтаксиса студенты должны
1) иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития синтаксиса русского языка;
2) иметь теоретические знания о грамматическом строении, значении и функции в речи словосочетания, простого и сложного предложения, текста;
3) владеть основными методами лингвистического анализа;
4) владеть системой основных понятий и терминов синтаксиса;
5)оценивать синтаксические единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;
6) правильно строить свою речь (письменную и устную) в соответствии с нормами русского литературного языка.






Объем дисциплины

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы
Вид учебной работы
    Очная    Заочная
№№ семестров    5,6    9,10
Аудиторные занятия:       
лекции    72    22
практические и семинарские занятия    90   
Самостоятельная работа
    90   
Всего часов на дисциплину       
Текущий контроль    Коллоквиум
Тестирование, к/р.   
Виды промежуточного контроля    Зачет – 5 семестр
Экзамен – 6 семестр    Экзамен – 10 семестр
 

                            СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.    Предмет синтаксиса.
Объекты  синтаксиса (слово, форма слова как компоненты синтаксических единиц; синтаксические единицы: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, текст). Другие подходы к выделению синтаксических единиц.
Связь синтаксиса с морфологией, лексикой, фонетикой.
П.  Словосочетание, простое предложение и сложное предложение. Предикативность/непредикативность как главный различительный признак предложения и словосочетания. Монопредикативность и полипредикативность как различительные признаки простого и сложного предложения.
Ш. Синтаксическая связь между компонентами словосочетания, простого и сложного предложения.
1.    Средства выражения синтаксической связи.
Связь сочинительная и подчинительная.
Виды сочинительной связи: открытая и закрытая. Тождество средств
сочинительной связи в словосочетании и простом предложении, с одной стороны, и в сложном предложении – с другой.
          Виды подчинительной связи: связь обязательная и факультативная; предсказующая и непредсказующая; виды связи по характеру выявляемых синтаксической связью смысловых отношений. Принципиальное различие средств выражения подчинительной связи в словосочетании и простом предложении, с одной стороны, и в сложном предложении – с другой.
         Сложные случаи определения вида связи.
         2. Подчинительная связь в составе словосочетания и простого предложения. Традиционное учение об управлении, согласовании и примыкании как видах подчинительной связи, различающихся морфологическими свойствами зависимого компонента. Сильные стороны этого учения, его критика в истории синтаксиса и в современных работах.
         Согласование. Виды согласования.         
         Управление. Виды управления: сильное и слабое управление. Возможности других подходов к различению видов подчинительной связи падежных форм существительных. Вопрос об именном примыкании.
         Вопрос о связи в сочетаниях типа красавица-зорька, город Москва.
         Примыкание. Виды примыкания.
         Вопрос о синтаксических связях в предикативных конструкциях.
         3. Классы слов, выделяемы на основе характера связи, в которую они вступают в качестве определяемых, главных компонентов. Понятие активной синтаксической сочетаемости. Понятие о валентности.
         Классы форм слов, выделяемые на основе характера связи, в которую они вступают в качестве определяющих, зависимых компонентов. Понятие пассивной синтаксической сочетаемости.

         1У. Словосочетание.
         1. Словосочетание как непредикативная единица, характеризующаяся наличием между ее компонентами синтаксической связи. Понимание словосочетания у Ф.Ф.Фортунатова, М.Н.Петерсона, А.М.Пешковского. Место словосочетания в синтаксической концепции А.А.Шахматова. Учение о словосочетании В.В.Виноградова. Разные понимания словосочетания в работах современных ученых.
         Две стороны устройства словосочетания: формальная организация и смысловая организация.
2.    Формальная организация словосочетания.
Словосочетания минимальной конструкции, образованные
однократным применением одного вида синтаксической связи (простые). Сложные, комбинированные.
          Понятие структурной схемы простого словосочетания.
3.    Вопрос о сочинительных словосочетаниях. Сочинительные
конструкции открытой и закрытой структуры.  Виды семантических отношений в конструкциях открытой и закрытой структуры и союзы как их выразители.
4.    Подчинительные словосочетания, их типы
А) по тому, к какой части речи относится главный и зависимый компоненты,
Б) по тому, какой синтаксической связью соединены компоненты,
В) по характеру смысловых отношений между компонентами.
Свойства главного компонента, определяющие форму зависимого
компонента в словосочетаниях с предсказующей связью (принадлежность к определенной части речи, к определенному словообразовательному классу, лексико-грамматическому разряду).
          Вопрос о словосочетаниях с непредсказующей связью.
5.    Типы комбинаций минимальных конструкций в словосочетаниях
усложненной конструкции: параллельное и последовательное подчинение, соподчинение и другие виды сочинительной и подчинительной связи.
6.    Смысловая организация словосочетания. Семантические типы
словосочетаний.

           У. Простое предложение.

1.    Три стороны устройства простого предложения: формальная,
смысловая и коммуникативная организация. Их соотношение.
2.    Формальная организация предложения. Простое предложение как
монопредикативная единица. Два понимания предикативности в истории науки и ее современном понимании (предикативность как вид отношения между компонентами предикативного ядра предложения и предикативность как грамматическое значение предложения, образованное присущим ему комплексом частных значений, соотносящих содержание предложения с действительностью.
          Трудности объяснения предикативности однокомпанентных предложений при первом понимании. Разногласия в объеме комплекса грамматических значений, образующих предикативность во втором понимании.   Категория объективной модальности и времени как бесспорные компоненты этого комплекса. Вопрос о категории лица как категории предложения, компоненте предикативности.
3.    Принципы классификации простых предложений в синтаксической
традиции. Сильные и слабые стороны традиционной классификации. Значение трудов Ф.И.Буслаева, А.А.Потебни, А.А.Шахматова, А.М.Пешковского.
Понятие структурной схемы предложения. Два толкования этого
понятия в современной науке. Разный объем выделяемых структурных схем при том и другом понимании как результат разных уровней абстракции. Понятие минимальной и расширенной структурной схемы.
           Списки минимальных структурных схем русского простого предложения.
4.    Традиционное учение о главных и второстепенных членах
предложения, его сильные стороны и критика в науке. Современное состояние учения о членах предложения.
5.    Смысловая организация простого предложения. Объективные и
субъективные смыслы в значении предложения. Виды субъективных смыслов. Способы их выражения. Обязательные и необязательные субъективные смыслы. Современные направления изучения субъективного содержания предложения.
          Способы описания объективного содержания предложения в современной синтаксической науке. Понятие пропозиции. Типы пропозиций. Структура пропозиции: предикат и актанты, их типы. Сирконстанты, атрибуты, их типы. Способы выражения пропозиции. Семантические типы слов по их роли в смысловой организации предложения.
         Логико-грамматические типы предложений (Н.Д.Арутюнова).
         Модель предложения (Г.А.Золотова).
         Эксплицитные и имплицитные смыслы в значении предложения. Основные типы имплицитных смыслов (пресуппозиция, коммуникативная импликатура, условия успешности речевого акта).
          Соотношение формальной и смысловой организации простого предложения.
          Вопрос о семантике структурной схемы. Национально-специфическое в устройстве русских предложений.
6.    Парадигматический подход к предложению в современной
синтаксической науке.
Понятие парадигмы предложения как комплекса системных
Отношений внутри форм одной структурной схемы. Концепция, связывающая парадигму с грамматическим значением предложения – предикативностью, понимаемой как комплекс категорий объективной модальности и времени (Н.Ю.Шведова). Система форм времени и наклонения у предложения.
           Понятие деривационной парадигмы предложения как комплекса системных модификационных и трансформационных отношений между содержательно значимыми видоизменениями одной структурной схемы и между разными структурными схемами.
          Синонимические преобразования предложений. Другие типы системных отношений между предложениями.
7.    Коммуникативная организация простого предложения.
А) Предложение как единица, использующаяся для выполнения
речевого действия. Понятие речевого акта. Типы речевых актов. Способы выражения коммуникативного намерения говорящего. Косвенные речевые акты.
Б) Предложение как коммуникативная единица, строение которой обусловлено конситуацией (высказывание). Интонационная оформленность высказывания. Актуальное членение как организация высказывания. Основные средства выражения актуального членения: словопорядок и место фразового ударения. Служебные слова – показатели темы и ремы. Соотношение между предложением и высказыванием. Парцелляция. Вставность.
         В) Типы повествовательных высказываний (нерасчлененные, расчлененные). Соотношение грамматического и актуального членения в расчлененных высказываниях.
         Вопросительные высказывания разных типов (местоименные и неместоименные). Их актуальное членение.
         Вопрос о парадигме высказывания.
        Г) Основные правила словопорядка в кодифицированном языке (в условиях коммуникативного равновесия, при выражении словопорядком актуального членения). Понятие об инверсии.

       У1. Сложное предложение.

1.    Сложное предложение как обладающее формальной
устроенностью сочетание синтаксически связанных простых предложений. Сложное предложение и словосочетание. Сложное предложение и простое предложение.
Три стороны устройства сложного предложения: формальная
организация, смысловая организация, коммуникативная организация.    
2.    Формальная организация сложного предложения.
Сложные предложения минимальной, усложненной  конструкции.
Синтаксические связи в сложном предложении. Сложные
предложения с недифференцированной, дифференцированной   связью (сочинением или подчинением). Виды сочинительной и подчинительной связи в сложном предложении.
                Вопрос о структурной схеме простого предложения.
3.    Смысловая организация сложного предложения.       
Полипропозитивность как типичное свойство сложного
предложения.
                  Явления асимметрии формальной и смысловой организации сложного предложения.
4.    Коммуникативная организация сложного предложения.
Порядок частей в сложных предложениях, допускающих его варианты. Вопрос об актуальном членении сложного предложения. Парцелляция и вставность в сложном предложении.
5.    Принципы классификации сложных предложений в
синтаксической традиции и современной науке. Основные типы сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложений.

УП. Синтаксис текста. Вопрос о единицах синтаксиса текста. Организация текста в конструктивном аспекте.
Организация текста в коммуникативном аспекте.

УШ. Тенденция развития синтаксической системы современного
русского языка. Особенности синтаксиса русской разговорной речи.

1Х  Пунктуация. Основы русской пунктуации. Пунктуация и
синтаксическая система современного русского языка. Пунктуация и интонация. Типы знаков препинания.

Формы контроля по дисциплине
Контроль знаний по дисциплине проводится в различных формах:
1) устные ответы, выполнение заданий на практических занятиях; 2) коллоквиумы по главным темам курса; 3)   тестирование; 4) выполнение домашних заданий; 5) контрольные и самостоятельные работы; 6) результаты самостоятельной работы.
1 раз в шесть недель проводится коллоквиум по основным темам и тестирование (АСТ), остальные формы контроля используются постоянно на практических занятиях. 
                           
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1.    Грамматика русского языка. - М., 1954/1960 г. – Т.2, Ч.1,2.
2.    Русская грамматика. – М., 1980. – Т.2.
3.    Современный русский язык/ Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1989 г. и др.
4.    Современный русский язык. В 3-х ч. Под ред Дибровой. – М. 2002.
5.    Современный русский язык/Под ред. Леканта П.А. – М., 2004.
Дополнительная
6.    Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. – М., 1990.
7.    Апресян Ю.Д. Избранные труды. – М., 1995 – Т.1,2.
8.    Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. - М., 1976.
9.    Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1967.
10.    Бабайцева В.В.. Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. – М.,1981.
11.    Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Синтаксические нули и их референциальные свойства// Типология и грамматика. - М., 1990.
12.    Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
13.    Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 1991.
14.    Вежбицка А. Метатекст в тексте// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. УШ. Лингвистика текста. - М., 1978.
15.    Вежбицка А. Язык. Культура. Познание. – М.,1996.
16.    Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. – М., 1975.
17.    Земская Е.А. Русская разговорная речь: Лингвистический анализ и проблемы обучения. – М.,1979.
18.    Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 1982.
19.    Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М., 1973.
20.    Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. – М., 1994.
21.    Кибрик а.Е. Очерк по общим и прикладным вопросам языкознания. – М., 1992.
22.    Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. – М., 1976.
23.    Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. – М., 1977.
24.    Курилович Е. Основные структуры языка: словосочетание и предложение// Курилович Е. Очерки по лингвистике. – М.,1962. – С. 48-56.
25.    Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. – М., 1986.
26.    Ломтев Т.П. Предложение и его грамматические категории. – М..1972.
27.    Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения; Язык и стиль// Пражский лингвистический кружок. – М.,1967. – С.239 – 245, 483-503.
28.    Новое в зарубежной лингвистике. Вып.ХУП. Теория речевых актов. – М., 1985. – С.19 – 75.
29.    Общее языкознание. Внутренняя структура языка. – М.,1972. Раздел «Синтаксис».
30.    Падучева Е.В. Семантические исследования. – М., 1996. –С.198-296.
31.    Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.,1956.
32.    Распопов И.П. Очерки по теории синтаксиса. – Воронеж, 1973.
33.    Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.
34.    Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. – М., 1968.
35.    Русский язык. Энциклопедия. – М., 1978.
36.    Сборник упражнений по современному русскому языку/ Под ред П.А.Леканта. – М., 2001.
37.    Семантические типы предикатов. – М., 1982.- С. 7 – 85.
38.    Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М., 1980.
39.    Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. – М.,1971.
40.    Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. – М.,1980.
41.    Шахматов А.А. Синтаксис русского языка.  – М.,1941.
42.    Шмелева Т.В. Смысловая организация предложения и проблема модальности// Языковая номинация. Виды наименований. – М., 1977.

Интернет-ресурсы
1.htpp://www.gramota.ru
     2.htpp://www.fepo.ru
     3.htpp://www.pоlitcom.ru
     4.htpp://www.refstar.ru
     5.htpp://www.eidos.ru
     6.htpp://www.rambler.ru

                                                                  стр 2
Категория: СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: Elven (02.02.2011)
Просмотров: 8843 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Поиск
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz